Производство полиэтиленовой пленки
и пакетов
8 800 234 10 15
Бесплатный звонок по России
Заказать звонок
Набережные Челны
Пн - Пт 08:00 - 17:00
Сб, Вс - выходной
≡ Меню
Открыть меню

Можно ли спасти Россию от захватившего ее мусора?

«Мусорную проблему России» можно решить только совместными усилиями общества и государства, считают одни. От потребительского выбора экологическая ситуация зависит слабо, оппонируют другие. Но и те, и другие осознают, что проблему решать надо, иначе страна «утонет в мусоре». 

«Страна отходов. Как мусор захватил Россию и можно ли ее спасти» — именно так называется книга Андрея Яковлева. Не так давно писатель в рамках наметившегося дискурса побеседовал с неравнодушными гражданами страны. Среди них эколог Жора Каваносян, куратор эко-направления сети «ВкусВилл» Александр Цыганков, климатический активист Аршак Макичян.
 

Сортировка мусора в российских реалиях

По словам Андрея Яковлева, изменить формировавшиеся поколениями привычки крайне сложно. Поэтому необходимо действовать постепенно. Например, отделяя от отходов пластик. Потом — еще и стекло. Еще через время — макулатуру. Через некоторое время сортировать автоматически получится даже у тех, кто раньше о подобном и не задумывался. 

Писатель утверждает, что обыватель в большинстве своем считает выброшенную вещь пропавшей. Что, естественно, не так. Яковлев привел в пример небольшую деревню. Если бы  ее жители думали так же, то мусор всей деревни просто скапливался бы на огороде дома на окраине. 

Яковлев считает, что страшные факты вроде «пластиковых островов» в океане, масса которых скоро будет больше массы мировых запасов рыбы, уже не действуют. Так как обыватель не может это визуализировать. 

Аршак Макичян сетует на то, что современный человек и так перегружен проблемами и ему банально не до сортировки мусора. Поэтому надо чаще взаимодействовать с властью, обществом, выходить на пикеты и обращать внимание на проблему, считает климатический активист. По его мнению, проблема кроется и в неумении современного человека общаться, слушать и прислушиваться. 

Главные мотиваторы — жалость и замкнутость, считает эколог Жора Каваносян и приводит в пример эксперимент в Санкт-Петербурге. В рамках которого рядом с мусорным контейнером поставили рабочего. Рабочий каждый выброшенный пакет вскрывал и сортировал. Одним людям не нравится, когда ковыряются в их мусоре. Другим — просто жалко работягу.

Также Андрей Яковлев отметил, что в России слишком много других проблем, которые кажутся людям важнее сортировки мусора — суды, дороги, власть, правоохранительные органы, здравоохранение. На фоне этого пластик и бумага, выкинутые вместе, кажутся незначительной проблемой. 

Осознанное потребление и экология

По данным Александра Цыганкова, среди посетителей сети «ВкусВилл» отношение к экологии меняется оптимистически быстрыми темпами, на 7% ежегодно падает покупка пластиковых пакетов для упаковки овощей и фруктов. Сейчас посетители покупают 10-20 тыс. мешков. 

Главной проблемой Цыганков называет сложность привлечения внимания к эко-проблемам человека, который от этого далек. Так, когда в магазинах «ВкусВилл» установили аппараты для приема пластиковой тары, посуду в них сдавали одни и те же 200-300 человек. При этом, магазин давал весьма солидные бонусы за сдачу. О чем посетителей информировал больших размеров баннер. Да и сам аппарат сложно не заметить. Александр Цыганков назвал его «бандурой метр на метр на два метра», да еще и с экраном. 

Куратор эко-направления сети «ВкусВилл» посетовал на то, что привлечь людей к проблеме — крайне сложная задача. 

Разрешима ли мусорная проблема 

По словам эколога Жоры Каваносяна, необходимо научиться производить меньше отходов. И, одновременно с этим, устранить аккумулировавшийся десятилетиями вред. Но сейчас ситуация складывается таким образом, что даже справиться с хранением отходов не получается. 

Жора Каваносян прямо говорит о том, что это вина «министерств», которые не хотят выполнять действующее экологическое законодательство. Если экологическое нарушение найдено (неважно, мусорная ли свалка или утечка нефтепродуктов), то претензии к правонарушителю состоят из суммы штрафа и суммы ущерба. 

И если штраф может быть весьма незначительным, то ущерб может составлять миллиарды. Например, Норникель причинил ущерб на 146 млрд. При этом, государство, после того как уплачивается штраф, «не торопится» требовать, чтобы нарушитель выплатил и ущерб тоже, констатирует печальный факт эколог. 

По его словам, в 20% случаев ущерб даже формально не требуют возместить. То есть, количество незаконных свалок растет с каждым годом. Из них какое-то количество, видимо, не все, замечают. Из них далеко не все даже убирают. Из них далеко не всех нарушителей, помимо суммы штрафа, еще обязывают уплатить сумму ущерба, нанесенного экологии. Только 20% свалок ликвидируется, говорит Жора Каваносян.

Ловушка для эко-бизнесмена 

Про ловушку для эко-бизнесмена рассуждает Александр Цыганков. Он говорит, что по опыту «ВкусВилла» можно сказать, что эко-продукты в России пока не пользуются популярностью. Не так давно сеть магазинов была вынуждена изъять многоразовые эко-кружки из продажи. Причина очевидна — их не покупали, утверждает куратор экологического направления торговой сети. 

По его словам, причина кроется в том, что такие продукты не интересны большинству. А у меньшинства они уже есть. То есть, никто не будет покупать многоразовые бутылки несколько раз подряд, на то они и многоразовые. Как продать многоразовую бутылку тем, кто не готов за нее «переплачивать» никто не знает. И соотношение людей, предпочитающих эко-товары и остальных приблизительно 90% на 10%, говорит Цыганков. 

Разумеется, ни одна торговая сеть не может ориентироваться на продукт для 10% покупателей. И если не найти способа заинтересовать в нем остальных, перспектив у эко-бизнеса в России нет. 

Как начать сортировать мусор, не столкнувшись с проблемами

Книга «Страна отходов. Как мусор захватил Россию и можно ли ее спасти» рекомендует действовать приблизительно по следующему алгоритму (который может незначительно или даже существенно меняться в зависимости от обстоятельств): 

  1. Для начала, необходимо скачать мобильное приложение Recyclemap, разработанное активистами Greenpeace. Это приложение определит где находится ближайший к вам мусорный контейнер для сдачи мусора в переработку. Также можно зайти на сайт и посмотреть самому. К сожалению, пока карта работает только в 69 городах России. К сожалению, количество контейнеров очень неравномерно. В Москве их много. В остальных городах — по-разному.  То, что нужный контейнер найден легко проверить: на баках будет написано «ВТОРСЫРЬЕ».
  2. Необходимо внимательно изучить какое именно вторсырье принимает конкретная площадка. Некоторые из них принимают не все виды пластика, например. К сожалению, это не всегда очевидно. Зато логотип компании на площадке, как правило, имеется. А значит можно, опять-таки, просто зайти на сайт компании и проверить. 
  3. Любой человек — человек привычки. А значит для начала надо выработать именно привычку сортировать мусор. Не обязательно сразу сортировать все. Это чревато тем, что через неделю все вернется на круги своя. Можно выбрать только одну, конкретную фракцию. Проще всего сортируется пластик и стекло. Рекомендуется начать с пластика. После того, как привычка сортировать пластик выработалась, можно делать следующий шаг. 
  4. Выработайте привычку ополаскивать пластиковые стаканчики, бутылки, банки, ведь отходы для переработки должны быть чистыми и сухими. По возможности, лучше снимать с них и этикетки. 

Грязные отходы многие мусорные станции частенько отправляют все на ту же свалку. Надо отметить, что привычка очищать свой мусор от грязи благотворно влияет на атмосферу в квартире. В которой становится «свежее». 

  1. Лучше научиться читать маркировку. Для пластика — это цифра в треугольнике. Общие принципы таковы: первый, второй и четвертый вид пластика уже отлично перерабатывают в России. 

Третий — пока только на западе, но, возможно, в ближайшее время станет перерабатываться и в России тоже. Седьмой — пока не перерабатывается нигде, это смесь разных пищевых полимеров. Как правило, такой пластик идет на упаковку сырных, мясных и колбасных нарезок, а также кормов для животных. Его можно не сдавать на переработку. 

Шестой и пятый постепенно начинают перерабатывать в крупных городах, но лучше уточнять у оператора. Не так давно даже в Москве его перерабатывали далеко не везде. Двузначная цифра на маркировке означает, что продукт не перерабатывается, а часто встречающаяся «петля» из стрелок не значит ничего. Такие упаковки можно сдавать. 

  1. Не стоит увлекаться: грязная бумага, скотч, чеки, фантики, кофейные стаканчики и прочая пластиковая «мелочь» переработке не подлежат. Также не подлежат переработке бутылки из-под масла и скотч. 
  2. Все сомнения относительно переработки можно развеять на сайте оператора мусорной площадки. Или же на сайте активистов движений «РазДельный Сбор». Кстати, насчет активистов: существует целое движение «Добрые крышечки». Они принимают пластиковые крышки от бутылок.
  3. Батарейки, ртутные градусники и аккумуляторы принимаются в специальных пунктах приема опасных отходов. Пока инициатива с установленными в супермаркетах «колбами» для приема пальчиковых батареек в России не прижилась. Лекарства также утилизируются в специальных пунктах. Например, «Аптекашеринг» и «Таблетки даром». Электроника утилизируется в пунктах «Собиратора» или в компании «Экополис».  Рабочую — можно отдать или сдать в магазин. 
  4. Органику проще всего утилизировать садоводам. Можно просто закопать на участке. Из экзотических способов утилизации органики можно отметить, например, червячные фермы. Хорошо зарекомендовал себя измельчитель, но только в домах, где работают очистные сооружения. Если позволяют средства, можно купить дегидратор отходов. Если нет, то ЭМ-контейнер, он дешевле.
  5. Если меньше мусорить, то и сортировать придется меньше. Поэтому лучше пересмотреть подход к производству мусора.