После окончания пандемии спрос на упаковку увеличится. В первую очередь потребители станут обращать внимание на ее качество, безопасность и стоимость. О трендах этого рынка рассказал коммерческий директор компании ООО «Луч» г. Москва.
Всеобщая самоизоляция привела к тому, что производители упаковки столкнулись со снижением спроса. Заказы на шопинг-пакеты в сегментах одежды, обуви и большинства непродовольственного ретейла были сведены к минимуму при причине закрытия магазинов. Увеличился спрос на карго-покаты от служб доставки и e-commerce. Предполагается, что в изменившемся мире после окончания пандемии общий спрос на упаковку повысится: заказов от поставщиков продуктов питания и лекарственных препаратов станет больше.
— Как ограничения, введенные в связи с распространением коронавирусной инфекции, оказали влияние на деятельность вашей компании? С какими сложностями вам пришлось столкнуться?
— ООО «ЛУЧ», как производитель упаковок для вещей первой необходимости и участник товаропроизводства, продолжал свою деятельность в условиях введенных ограничений. Дело в первую очередь касается поставки упаковок для наших партнеров из химической и пищевой отраслей. Компания работает в режиме 24/7, соблюдая все меры предосторожности. К основным сложностям, которые встали на нашем пути, относятся повышение цен на сырье, оперативная замена некоторого импортного сырья и комплектующих на отечественные. Взаимодействие с поставщиками и заказчиками из-за невозможности личных встреч тоже изменилось.
— Внедрялся ли в вашей компании режим дистанционной работы? Оказался ли этот опыт для бизнеса полезным.
— Промышленное производство перевести на дистанционную работу нет возможности, поэтому удаленно у нас трудится основная часть офисных сотрудников. Пришлось столкнуться со сложностями – недостаточное количество ПК, решение вопросов защиты служебной информации.
Однако в офис мы вернемся обязательно. Ведь человеческий мозг воспринимает мир через все пять органов чувств – слух, зрение, обоняние и т. д. Это позволяет ему построить максимально объемную картинку.
Если общаться только по интернету, то не удастся поделиться с собеседниками настроением, оказать им полноценную поддержку, дать обратную связь, увидеть их реакцию на свои слова. На текущий момент в цифровом мире нет достаточного индекса эмоционального интеллекта, что снижает эффективность межличностного взаимодействия и, соответственно, работы компании.
Командная работа строится на принятии и следовании миссии, целям компании, на развитии корпоративной культуры, на эффективном лидерстве. Если члены команды не принимают эти элементы, то деятельность становится менее эффективной. Проработав месяц в дистанционном порядке, некоторые сотрудники стали проситься в офис. Важность и польза социальных связей, живого человеческого общения неоценима.
— Получали ли вы поддержку от государства?
— Так как деятельность нашей компании продолжается, мы «пролетели» с программой господдержки.
— Как коронавирусная инфекция повлияла ситуацию на рынке упаковки, по вашему мнению?
— Сегодня изменившийся мир нуждается в упаковке больше. Спрос со стороны поставщиков продуктов питания и медицинских товаров увеличивается. Но в основном внимание нужно уделять на том, как упаковка сохраняет продукт, а не как она выглядит и продвигает товар. Полимерная тара, в том числе многослойные и комбинированные материалы, из которых она производится, представляет собой наиболее надежный и бюджетный способ достичь герметичности упакованных продуктов.
Наши партнеры поддерживают архиактуальный тренд к безопасности потребления. Для покупателя на первый план выходит позиционирование продуктов как безвредных, произведенных с соблюдением всех требований и норм, герметично упакованных. Если компания открыто демонстрирует производственный процесс, то она получает больше баллов за клиентоориентированность.
Гипермаркетам вписаться в вирусный кризис не удалось. Выгоду получают онлайн-площадки и форматы «рядом с домом». Вопрос упаковки не теряет актуальности, чуть сдвинулись векторы. Магазины «рядом с домом» представляют собой бюджетный формат: к выдвигаемым им требованиям относится минимальная стоимость упаковки и максимальные сроки хранения продукты.
Увеличение рынка онлайн-торговли для упаковки может свидетельствовать о переменах в дизайнерских решениях, в первую очередь под модель самого онлайн-выбора. Товар должен выглядеть визуально привлекательным в каталоге на сайте. Некоторые крупные производители заказывают для одних и тех же продуктов два варианта оформления упаковки – для представления онлайн и офлайн. Также сегодня явно прослеживается тренд о размытии границы между общепитом и ретейлом в России.
— Каковы планы ООО «Луч» на ближайшее время и отдаленное будущее? Каков ваш прогноз по рынку упаковки в России?
— У нас множество планов, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Мы изучаем возможности для укрупнения компании посредством выпуска нового ассортимента продукции.
Также мы предполагаем, что в ближайшие несколько лет индустрия упаковки будет показывать 2-5% роста, хотя в сегодняшних форс-мажорных обстоятельствах об этом лучше не задумываться.